Опыты дома и на улице, с готовыми наборами и с тем, что под рукой. Экология и Биология

Сегодняшний научный день мы посвятим изучению очень важных и жизненно необходимых аспектов нашей жизни — биологии и экологии. Что это за науки, насколько важно получать эти знания в детстве и формировать бережное отношение к природе с самого раннего возраста? Какие интересные исследования и занимательные опыты по биологии и экологии можно провести, изучая и исследуя эти науки? Об этом мы и поговорим.


  Биология — система наук, изучающая живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.




  
Экология наука, которая имеет широкое значение. Вот некоторые возможные определения науки «экология»:

  — Экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
  — Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
  — Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах


Биологию и экологию сложно изучать, сидя в комнате за столом. Мы отправляемся на улицу — в лес, на речку, на дачу. Запасемся материалом для лабораторных исследований, проведем парочку опытов и подготовимся к изучению в домашних условиях. Для всего этого нам понадобятся наборы натуралиста:
 
 В наборе есть всё, что нам пригодится:
— компас, чтобы сориентироваться на местности и не заблудиться
— бинокль, чтобы высматривать вдалеке то, что может нам понадобится для исследований
— фонарик, чтобы осветить темные места под корягами и мостами
— лупа, чтобы на месте предварительно рассмотреть находку.
   
 Набор для юного исследователя насекомых.
Благодаря ему ребенок узнает как отличить насекомое от других животных, какие виды полезны, а какие приносят вред, сможет понаблюдать за их жизнью при помощи входящих в набор предметов: контейнера для переноски насекомых, прозрачной баночки с лупой, пинцета. Сможет смастерить инструмент воспроизводящий стрекотание сверчка, или устройство напоминающее «глаз мухи», которое поможет понять каким она видит наш мир.
 Такой бокс с пинцетом, карабином, лупой и крепкой, но дышащей, крышкой просто необходим для юного исследователя. Коробочка небольшая, ее удобно закрепить на рюкзачке или даже на поясе, чтобы она всегда была под рукой.

 
Не стоит забывать и о растениях. Совсем не сложно, гуляя по округе, набрать небольшую коллекцию красивых или совсем невзрачных цветочков, листочков и растений. Сделать настоящий ботанический гербарий, следуя строгим правилам и требованиям, не просто. Но мы делаем все это для себя, для красоты и пользы. Поэтому собираем то, что нравится.
 
 

Если у вас нет специального пресса для гербария — не беда. На твердую поверхность (картонка, планшетик, кусочек фанеры) разместите газету или несколько слоёв бумажного полотенца, аккуратно разложите растения — чтобы они не наползали друг на друга, чтобы листики и веточки были расправлены, цветок лучше расправить и придавить пальцем так, чтобы он как бы смотрел на вас. Сверху накрываем бумагой. Если у вас не разместились все находки, то можно сделать несколько слоёв. Последним, завершающим слоем должна быть снова плотная основа. Теперь надо все как следует придавать — стопкой книг, большим камнем, банкой с водой.


Что делать дальше с получившимся гербарием — решать вам. Можно завести специальный альбом для гербария, украсить открытку или сделать композицию в рамочке и повесить в комнате на стену.
 
   

 
Как только материал собран и мы уже «на базе», то для более детального исследования нам понадобится оборудование по серьёзнее. Рассматривать можно любой обнаруженный материал — чешуйки шишки и корень одуванчика, муравья и комара, песок и воду из лужицы.
 
Микроскоп  откроет юному биологу все тайны загадочного микромира растений, насекомых, животных и организма человека.  
   
Микропрепараты — необходимое дополнение к микроскопу. Стеклышки могут быть готовыми, с уже закрепленными на них предметами исследования, а можно приобрести предметные и покровные стекла и положить свои находки для дальнейших исследований. 
   
Справочники и энциклопедии — главные помощники юного исследователя и источник информации.   

 
Итак, мы вооружены до зубов и готовы к исследованиям. Для начала запустим длительные процессы. Попробуем вырастить растение.
 
   

 

Наборы бывают совершенно разные, можно просто в горшке вырастить растение, можно наблюдать, как растение тянется к свету, преодолевая любые преграды, можно следить за корневой системой и тем, как и чем питается растение — вода, воздух и солнце. А уж как скоро оно вырастет и насколько крепким или хиленьким оно будет — зависит от исследователя, который будет за ним ухаживать.
 
Например, в одном детском семейном лагере, решили устроить эксперимент. В одноразовые пластиковые тарелочки положили мокрые бумажные полотенца, на них положили семена кресс-салата (приобрети их можно в любом садовом или строительном магазине, они наиболее неприхотливые и быстрее всех прорастают), накрыли сверху влажной бумажной салфеткой и стали наблюдать.
 

 
Проклюнулись растения у всех, но в итоге выросли у всех разные — у кого-то колосились зеленые крепкие побеги, а кого-то была чахлая желтоватая поросль. На этом примере дети увидели, что важно своевременно поливать растения и ставить на солнышко.
Вариантов наблюдения за растениями множество, все они очень наглядные и интересные.
 
  

 
Убедиться в том, что растения действительно пьют воду, можно проведя один очень занимательный опыт.
 

По моему опыту могу сказать, что лучше всего (нагляднее и быстрее) окрашивание происходит у листьев китайской капусты.

Опыт провести совсем не сложно:
— наполните ёмкости водой, подкрашенной пищевыми красителями
— поместите в эти ёмкости по одному листу салата, срезанной стороной вниз


Волшебство начнёт происходить прямо у вас на глазах. А то, что вы использовали пищевые красители, позволит сделать радужный салат и съесть его!


 
Вырастить фасоль или авокадо — это исследование не на один день. Пока они растут и мы фиксируем изменения, давайте узнаем, насколько нужны нам растения, даже если они не съедобные. Для этого проведем небольшой эксперимент с загрязненной водой.
 
  Конструктор «Родниковая вода»

С этим набором можно провести несколько экспериментов:
1. Солнечная пастеризация: очистка воды при помощи нагревания и пастеризации ее солнцем
2. Дистилляция: еще один интересный способ очистки воды
3. Фильтрация: интересный процесс очистки воды с помощью разнообразных фильтров

Кроме того, в брошюрке содержатся интересные факты из мира экологии и биологии, пробуждающие интерес ребенка к науке

 
А можно ли проводить опыт по фильтрации и очистке воды в домашних условиях с подручными средствами? Попробуем!
 

Процесс это не быстрый и не такой уж простой. Но результат превзойдёт все ожидания.

 

Как видите,  у нас имеется три разрезанные вдоль пластиковые бутылки:
1. с землей
2. земля с песком, углем и разным экологически чистым сором
3. с растущей травой

 

К каждой бутылке прикреплено донышко, в которое будет собираться вода, прошедшая через бутылку. 


Этот опыт по экологии наглядно показывает и нам, взрослым, и подрастающему поколению, насколько важны зелёные насаждения. Они не только обогащают воздух кислородом, но и очень эффективно очищают воду, делая её пригодной для питья.


 
Изучать животный и растительный мир, не исследовав влияние природных явлений и погодных условий было бы не верно. Ведь не может же пальма вырасти в Архангельске, а клюква созреть в пустыне Сахара. Не будем сразу замахиваться на проблемы глобального потепления. Проследим за погодой у себя за окном. Для этого нам пригодится Погодная станция.
 
При помощи подробной инструкции шаг за шагом можно будет собрать многофункциональную погодную станцию с флюгером, анемометром и дождемером, вести записи, наблюдая за изменениями погоды

Также можно выращивать растения внутри бутылки, наблюдая за ним и фиксируя изменения.

В брошюрке содержатся интересные факты из мира физики и биологии, пробуждающие интерес ребенка к науке

 
А чтобы круговорот воды в природе был более наглядным и понятным даже дошкольникам, проведите опыт на окне.
 

В закрывающийся пакет в нижний угол устанавливаем стаканчик с водой.

Закрепляем пакет под углом (как на картинке) на окне и начинаем наблюдать.

Нагреваясь на солнышке, вода из стаканчика постепенно начнет испаряться, оседать в виде конденсата на стенках пакета, а затем стекать на дно.

Почему я предлагаю не просто наливать воду в пакет, а устанавливать именно стаканчик. Именно так можно наблюдать за тем, что вода переместилась, что пакет, который изначально был сухим и пустым, стал наполняться водой.

 
В конце, предложу вам на десерт вкусную игру про генетику. Дети они ведь такие «почемучки». Как им объяснить, что уши у него мамины, глаза папины, а нос прадедушкин? Он же не паззл. Есть прекрасная возможность показать деткам как происходит смешение генов и что мы всегда что-то заимствуем у своих родственников и несем в себе информацию для наших потомков.
              
 

               Интересных вам опытов по биологии и экологии!

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: