Таблица Сотни. Методика Никитиных

Любите ли Вы математику так, как любят ее Никитины? Ведь для того, чтобы создать свой игровой обучающий материал для детей не достаточно просто знать математику и уметь преподавать её детям. Её надо любить и петь ей оды.
 
Одной из од, на наш взгляд, является Таблица «Сотни». Казалось бы, простой лист с цифрами и точками, который может быть закреплен на стене в детской комнате, способен не только обучать элементарным математическим навыкам, но и способствовать глубокому пониманию ребенком математики, способен подталкивать ребенка к совершению открытий!

Итак, представляем Вашему вниманию разработку Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных — Таблица Сотни.

   
    На листе размером 58 см х 50 см расположены столбиками и рядами числа и точки (зеленого, синего и красного цветов).
 Начинать знакомить ребенка с таблицей можно с самого раннего возраста. Благодаря работе с Таблицей Сотни ребенок познакомится с самыми базовыми математическими знаниями легко и наглядно – больше-меньше-равно, состав числа, сложение и вычитание, закономерности и прочее. Освоив эти навыки в пределах первой сотни, ребенку будет легко ориентироваться с более сложными и объемными математическими понятиями. 
   
    Никитины рекомендуют располагать плакат на уровне ребенка, постепенно поднимая его до нужного уровня. В начале изучения и работы с таблицей лучше закрывать ту часть таблицы, которая ребенку еще не знакома и может пугать его своим объемом и неизвестностью.

   Задания  в таблице расположены в порядке возрастания сложности. Но порядок этот довольно-таки относительный. Родителям и педагогам стоит ориентироваться на способности конкретного ребенка и самим редактировать степень нагрузки и скорость продвижения вперед. Безусловно, стоит возвращаться к одним и тем же заданиям до тех пор, пока они интересны ребенку, пока они позволяют делать разные варианты, пока вы не почувствуете, что ребенок перерос уже эти задания, что он не только знает разные способы решения, но и нашел самое красивое решение. Ребенок почувствовал красоту математических решений!
1. Начинаем изучать таблицу с малышами с самого простого:
  • Где нарисована одна (две, три…) черная точка?
  • Если нарисовано две точки, то какую цифру напишем рядом?
  • Сколько тут черных точек? И показать сначала только верхние, например 1+2+3, а нижние закрыть.
  • Обратный отсчет перед стартом ракеты (3-2-1-пуск, 30-20-10-пуск и т.д.)
2. Постепенно набираем обороты:
  • Чему равна сумма чисел натурального ряда 1+2+3+4? От 1 до 10 включительно? От 1 до 20? От 1 до 30? И т. д.
  • Чему равна сумма чисел в малой диагонали от 3 до 21? От 8 до 71? И в других, левого и правого наклона?
3. А так, справитесь?
  • В каких случаях сумма 2 чисел больше суммы цифр, которые их обозначают? Когда она меньше? В каких случаях суммы равны? (Составьте правило.)
  • Чему  равна  сумма  чисел  натурального  ряда  от  1  до  10ⁿ? Составьте формулу.

    Вариантов работы с таблицей множество. К таблице прилагается описание с сорока тремя заданиями. Но это не предел! Вы можете фантазировать и придумывать различные комбинации, задания и примеры для себя и для Вашего ребенка.   

   В чем же глубинный смысл и разница между традиционной системой преподавания математики в школе и Таблицей Сотни? Б.П. Никитин так формулирует ответ на этот вопрос: «Школьная методика обучения счету учит действовать по правилу, “по алгоритму”, как машина, т.е. “без ума”, а эти 40 задач имеют и “умные”, красивые решения, находя которые задачу можно решить и быстро, и безошибочно. И тот, кто нашел быстрое решение, поумнеет сам, разовьет свои творческие способности в арифметике». Один из главных эффектор Таблицы сотни – визуализация последовательности натуральных чисел. Именно этот навык, полученный в работе с первой сотней, поможет ребенку легко оперировать с любыми арифметическими действиями.

    Математика – это красиво!

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: