Детская железная дорога

Какой мальчишка в детстве не мечтает о железной дороге? Эта игрушка по праву является одной из самых любимых у наших детей. Часами ребятня может прокладывать по квартире рельсы, расставлять станции и деревья вдоль железнодорожного полотна, и вот она кульминация: отправление поезда! 



Понаблюдайте за ребенком, который запускает поезд в первый раз: вы не сможете остаться равнодушными, глядя на то, каким восторгом загораются глаза малыша. И уж точно вы не сможете сдержать улыбку, когда увидите, с каким азартом к игре присоединится папа. Да еще и обязательно вспомнит: «А вот, когда я был маленький, у меня тоже была железная дорога…».
  
А недавно я прочитала в Интернет-газете о двух братьях-близнецах из Гамбурга, которые создали самую протяженную в мире игрушечную железную дорогу. Длина ее составляет 10 километров, дорога занимает 1150 квадратных метров и состоит из 700 составов, с 10 тысячами вагонов, 900 семафоров, 2800 зданий и 160 тысяч фигурок людей. Маршрут дороги проходит по смоделированным пейзажам Америки, Скандинавии и Альп. На этом братья, Фредерик и Геррит Браун решили не останавливаться и планируют к 2014 году вдвое увеличить протяженность игрушечных железнодорожных путей.
 
  

Так сколько же лет игрушечной железной дороге, почему она одинаково привлекает и взрослых, и детей,  и в чем секрет ее молодости и успеха?
 
Исторические факты
 
Железная дорога – гениальное изобретение человека, позволяющее достаточно быстро преодолевать значительные расстояния. Первые железные дороги появились еще в начале XIX века. 

Игрушечная железная дорога появилась ненамного позже настоящей. Уже в 30-е годы ХIХ века мастерами из Лейпцига была изготовлена модель железной дороги из дерева, а десятилетием позднее английские мастера изготовили маленькую копию настоящего подвижного состава из металла.

В нашей стране эта игрушка была впервые выпущена в конце 50-х годов прошлого века. Она носила гордое название «Пионерская» и была одной из самых сложных и дорогостоящих электрических игрушек того времени. Мечта многих мальчишек, эта железная дорога была зачастую не по карманам их родителям. 
Моему папе повезло: в конце 60-х годов он ходил в кружок юных техников, где как раз была выставлена эта дорога. Ребята ликовали, когда преподаватель разрешал им включать игрушку. По словам папы, «Пионерская» железная дорога состояла не только из рельсов и паровоза: в комплекте с ней были мост, переезд со шлагбаумами, железнодорожная станция и домик для дежурного, контролирующего работу переезда. 
Но особенно впечатляло ребят то, что дорога была автоматизирована: шлагбаумы открывались и закрывались в зависимости от движения поезда, из домика высовывалась фигурка дежурного, переключались огни светофоров, зажигались прожектор на поезде и фонари.
 


Занятия, на которых члены кружка под руководством преподавателя разбирались с автоматикой железной дороги, по словам папы, были одними из самых интересных.
Позднее на прилавках наших магазинов появились знаменитые модели производства ГДР, о которых грезили не только ребята, но и девчонки, чье детство пришлось на конец ХХ века.
 
Поезд из детства
 
Мое первое воспоминание об игрушечной железной дороге связано с поездкой в какой-то большой универмаг, в холле которого была установлена огромная железная дорога. Маленький поезд был копией настоящего, он достаточно быстро преодолевал расстояние от тоннеля до тоннеля, от станции до станции. Подойти к этому чуду близко казалось почти невозможным; со всех сторон игрушку «облепили» дети и взрослые.  Но нам с братом повезло: через какое-то время удалось подойти к дороге поближе. Движение поезда завораживало, можно было часами наблюдать за ним. Помню, что родителям стоило большого труда уговорить нас продолжить путь.
Нечего и говорить, что после этой поездки мы с братом «заболели» железной дорогой.  Не было  и дня, чтобы мы не обмолвились родителям, как она нам нужна, и не пообещали всегда себя хорошо вести и не ссориться, если она у нас появится. 

Наша мечта сбылась в Новый год. Дед Мороз оставил для нас под елкой  чудесную железную дорогу с несколькими человечками-пассажирами, пластмассовыми деревьями и картонными станциями, которые сначала надо было склеить. Как же интересно было в нее играть!  

Правда, родители были не очень довольны тем, что мы наотрез отказывались ее разбирать. Железная дорога заняла почетное место посередине комнаты между нашими кроватями и очень затрудняла уборку. Еще одной заботой для мамы стала штопка наших рваных на коленках колготок, так как почти все свое свободное время мы ползали по полу, занимаясь с любимой игрушкой. Зато родители радовались, что ссор между нами, действительно, стало меньше, в дорогу мы играли всегда дружно.
 
Секрет успеха
 
Теперь, став взрослой, я понимаю, почему эта игрушка так любима детьми. Она позволяет ребенку создать целый игрушечный мир и становится его центром, а ребенок ощущает себя хозяином этого мира, ведь все в этой игре подчиняется его желаниям и воображению. Такая игрушка не надоест очень долго, особенно, если она предполагает разные варианты моделирования железнодорожного пути и дополнительно оснащена человечками, домиками, светофорами, мостами и вокзалами. 
Однако если ничего этого в комплекте с дорогой нет, не беда! Можно дать волю своей фантазии и самим сделать станции, деревья, дома (слепить, склеить, собрать из конструктора). А уж пассажиры для паровоза всегда найдутся: обычно в каждом доме, где есть маленький ребенок, можно найти какие-нибудь маленькие фигурки людей или животных.
Еще одним плюсом этой игрушки  является то, что в нее интересно играть как одному, так и нескольким детям: кто-то машинист, кто-то пассажир, кто-то шофер, ждущий возможности переехать через переезд. Поэтому железная дорога может стать замечательным приобретением для семьи, в которой несколько детей, группы детского сада или группы продленного дня в школе.
 
                             
 
Какую дорогу выбрать
 
Вопросвыбора железной дороги при богатом ассортименте рынка игрушек непростой. Какую дорогу выбрать, чтобы угодить своему ребенку? Выбор игрушек, действительно, огромный: железные дороги бывают деревянные, пластмассовые, металлические, с дополнительными аксессуарами, со световыми и звуковыми эффектами. Как тут не растеряться?
 
  

Я считаю, что при выборе  подарка для ребенка необходимо, прежде всего, ориентироваться на его возраст. То, что интересно для четырехлетнего карапуза, будет более чем прохладно воспринято со стороны первоклассника. И, наоборот, сложная техническая игрушка подчас может быть опасной для малыша.
Маленьким деткам лучше покупать пластмассовые или деревянные игрушки с крупными деталями, которые нельзя ненароком проглотить или засунуть в нос. Им будет интересно, если вагоны поезда, да и сам паровоз будут устроены таким образом, чтобы можно было катать любимых куколок. Малыши, скорее всего, не оценят по достоинству дорогостоящую электрическую железную дорогу. Им интереснее катать поезд самим, чем быть просто наблюдателями его движения.
 
                       

 
Зато ребята старшего дошкольного и младшего школьного возраста, несомненно, придут в восторг от электрической игрушки – уменьшенной копии настоящей железной дороги.
А в заключение хочу сказать, что, если родители внимательно отнесутся к выбору игрушки, то, я уверена, она надолго станет у ребенка любимой.
 
Автор — Дорофеева Елена

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: