Жизнь прекрасна в могиле светлячков

Когда работаешь в интернет-магазине детских игрушек уже несколько лет, привыкаешь отшучиваться – в детстве не наигрался. Но свою любовь к мультфильмам я стараюсь держать в тёмном уголке – тут шуткой не обойдёшься – нужно что-то весомее.
В первую очередь я и для себя не могу точно определить – какие мультфильмы детские, и что это вообще такое – детский мультфильм. Бывают ли мультфильмы для взрослых? Нет, конечно, бывают, но только ли в этом заключается различие?
Например, мой любимый и совершенно попсовый мультик – Гадкий Я. Ну вот не могу представить – зачем его нужно смотреть детям, а тем более – зачем его смотреть взрослым со своими детьми – ну что там может быть для них интересного? Этот мультфильм для меня – просто чтобы увидеть как дети впускают в свою жизнь надежду с открытыми сердцами и как это делает гадкий «гадкий я».
Но это был пример так себе, вряд ли я смогу написать про этот достаточно проходной мультфильм что-либо большее.
Что я хотел сказать – есть множество мультфильмов и фильмов, по умолчанию считающихся детскими. Но, стоит проявить к ним чуть больше внимания – вопросов появляется гораздо больше, нежели ответов. И первый из них – ну неужели это можно смотреть детям?
Почему это вопрос? Большинство таких картин я сам смотрел в детстве, некоторые, будучи подростком. А вот сейчас появляются вопросы.
Поэтому, и с одобрения коллектива, мы решили углубиться в тему мультфильмов, фильмов, считающихся (и, что интереснее, не считающихся) детскими. Нет, вряд ли стоит ждать каких-то сенсационных исследований, громких разоблачений – это будет просто беседа с Вами — мы посмотрим всё, до чего дотянется наш взгляд, всё, на что хватит сил и времени и обсудим. Будет интересно – по крайней мере мы будем писать только то, что действительно захватывает нас самих – то, что мы обсуждаем в обеденный перерыв на кухне и смотрим после работы вечером. Вот уже начинаем – втягивайтесь.
Если мы говорим о мультфильмах мы не сможем не упомянуть как минимум четыре школы – русскую, французскую, японскую и американскую. Не боюсь быть голословным, но вот сейчас мы упомянули американскую мультипликацию и тут же про неё забыли – дай бог больше не придётся о ней вспоминать, ну разве что дедушку Диснея… да и того… ладно))
Мы пройдёмся по всем странам, но сегодня я хотел бы поговорить только об одном мультфильме страны восходящего солнца. И как только мы вспомнили эту страну мы не можем не упомянуть Хаяо Миядзаки и студию Ghibli. Но речь сегодня не о нём и именно потому, что, чёрт возьми, почему-то студия Ghibli для нас только он. И мало кто помнит как зовут человека, без которого студия была бы другой – Исао Такахата. Режиссёр, создавший студию вместе с Хаяо. Многие отаку благодарны ему за появление Люпена третьего, это если говорить о событиях в мире аниме-сериалов. А что до полнометражных аниме – виолончелист Госю, Наши соседи Ямада и не совсем детский Ещё Вчера – его творения.
Кстати, дадим шанс Исао – в этом году выходит его новая картина Сказание о принцессе Кагуя – посмотрите, я уверен, он оправдает наши надежды.
Но, пожалуй, самым большим его вкладом стоит считать экранизацию романа Акиюки Носака – Могила Светлячков. Произведение достаточно известное – это, на минуточку, классика современной японской литературы. Кроме книги, аниме, это ещё и два художественных фильма.
Что-то затянулось у нас вступление))
И о книге и о экранизациях мы поговорим чуть позже. Да и о самом мультфильме сказано столько, что и начинать не хочется – каждая рецензия содержит слова «плакал/а, тяжелый, сильные переживания». Да, картина пробирает, но я бы хотел обратить внимание только на несколько моментов, которые многие упускают из вида, и очень зря, на мой взгляд.

Мне кажется, в картине есть один важный для осмысления момент – почему Сэйта уходит с сестрой от тёти и как он это делает. Первый вопрос, которым стоит задаться – почему он это делает. Я не дипломированный востоковед, но думаю не стоит обращать такое уж пристальное внимание придиркам их тёти – всё-таки это страна восточная, выросшая на конфуцианстве в не меньшей степени, нежели на буддизме. Там всегда на первом месте общество и его интересы. Да, тут есть и зависть родственницы, до войны находящейся на ступень ниже социальной лестницы. Но, возможно, есть и другое объяснение поступку Сэйта.

Спустя 9 лет после выхода Могилы Светлячков вышла итальянская картина Жизнь Прекрасна. Кто не  смотрел — там семья итальянских евреев попадает в концлагерь. Отец, в исполнении Роберто Бениньи, каким-то чудом превращает всё происходящее для сына в игру. Мне кажется именно так и поступил Сэйта – сколько мог он продолжал играть, отстаивая детство своей сестры сколько мог. Чем дольше они оставались у тёти — тем ближе подступала реальность, в которой пришлось бы жить рано или поздно. Вместо этого они уходят жить в пещеру. Кстати, обратите внимание, что пещера бесконечна — на протяжении всего мультфильма мы не видим её конца)) Посмотрите, все эти кастрюльки, печка, ведро, какие-то предметы быта — всё это так похоже на то, что мы видим в каждой песочнице — дети играют в побег из дома. Даже лекарства у них «детские» — леденцы, арбуз.

И ещё один момент — лейтмотивом через картину проходят кадры — брат с сестрой смотрят на всё происходящее со стороны. Этот момент мне непонятен — можно сказать призраки, немой укор нам, взрослым, но лично мне, почему-то, кажется, что это то, что называется совестью. Не знаю как объяснить и почему именно так, но вот кажется мне, что это наша совесть. И в этом ключе нужно не упустить ещё один факт — книга — это автобиография, там главный герой остаётся жить, а вот в аниме — нет.


Картину студия Ghibli выпустила вместе с Мой Сосед Тоторо Миядзаки и на удивление ни тот, ни другой не уступили друг другу. Например, если ориентироваться на рейтинг IMDB — 8,2 у Тоторо и 8,4 у Светлячков. Конечно, Тоторо увековечили на логотипе студии и не зря — именно он дал студии крепкий финансовый фундамент. Но светлячков японцы не забудут ещё долго — уже две экранизации увидели свет.

Мультфильм, на удивление культовый — многие наши видели этот фильм десять, пятнадцать, некоторые двадцать лет назад и далеко не каждый взрослый готов его пересматривать. Но помнят его практически все. И вот он вопрос — насколько детским можно считать эту картину, если выросшие дети с трепетом её вспоминают, но от повторного просмотра вежливо отказываются?
 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: