Домашняя песочница в каждом доме

Кварцевый песок, космический, кинетический, для песочной анимации, для ролевых игр и работы с психологом. Голова идет кругом. Как разобраться во всем его многообразии и предназначении. Мы попытались создать небольшой каталог товаров и возможностей. 

 
           
 
 

РИСУЕМ И АНИМИРУЕМ С ПЕСКОМ


 
Про песок у нас в Стране Жили-Были написано и сказано не мало. Мы подходили к теме песка с художественной точки зрения — им можно рисовать на специальном столе, делать аппликации к празднику, собирать коллекцию песка с разных точек Земли, с его помощью можно рассказывать сказки и создавать мультфильмы: 
 
Песок дома. Как рисовать песком дома. Простые правила
Песочная страна у вас дома
Какой песок подходит для рисования?
Набор инструментов для рисования песком
Песочные сказки
Зимние игры с песком
Новогодняя аппликация цветным песком
Цветной песок — рисуем и делаем аппликацию
 
 
 
Но у песка есть еще множество иных достоинств, о которых стоит упомянуть: он отлично подходит для сюжетно-ролевых игр и для работы с психологом. Но обо всем по порядку. 
 
 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ


 
 
 
В ящик (специальный для работы с песком или в простой пластиковый большой контейнер) насыпаем песок, достаем домики, животных, корабики, человечков или сказочных персонажей и начинаем придумывать новую историю или рассказывать известную старую сказку. Это самый простой и не требующий специальных знаний способ играть с песком.
Песок для игр в домашней песочнице стоит приобрести кварцевый — он мелкий и нежный, не пылит, отлично подходит как для рисования и творчества, так и для игр в песочнице. 
Играть можно одному, с мамой или с друзьями, разделив персонажей между собой. Кто-то будет капитаном Греем, а кто-то будет играть за Ассоль, которая ждет на берегу своего принца на корабле с алыми парусами. 
 
Психолог Наталья Лейкина говорит:
 
«Для детей важно ограниченное пространство, которое они могут обозревать. Домашние песочницы полностью удовлетворяют эту потребность. Они не только создают чувство безопасности и защищенности, но и предоставляют возможность творить трехмерные фигуры и ландшафты.
В домашних песочницах можно заниматься предметной деятельностью, которая для ребенка крайне важна, можно строить «свои миры», где происходят разные события.
Кроме того, при игре в песочнице у малыша есть возможность насладиться и насытиться индивидуальной игрой. Только через нее ребенок может перейти к коллективной игре, научиться слушать и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому домашняя песочница просто незаменима, если у вас несколько детей. Каждому из них вы можете организовать их собственный мир.
Все игры, как с мокрым, так и сухим песком успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Они развивают мелкую моторику, тактильные ощущения и координацию движений. Кроме того, прекрасно влияют на развитие всех психических функций: речь, мышление, внимание, наблюдательность, воображение и память».
 
Дополним сюжет интересными движениями:
— Едут машины, санки, коньки - Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.
— Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу - Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.
— Волшебные узоры - Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков. 
— Делай, как я - В паре со взрослым или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.
— Там на неизведанных дорожках ... - Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Взрослый или второй игрок предлагает представить, чьи это могут быть следы.
— Море волнуется - Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.
— Мина или Сапер - Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.
— Сюрпризы для друзей - Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.
 

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ


Да, игра с песком помогает подготовиться к школе. Ребенок учится сосредотачиваться, активно работает мелкая моторика, развиваются оба полушария головного мозга, с песком можно изучать буквы и цифры в игровой форме. Достаточно широко «ящички с манкой» используется в методике Марии Монтессори
 
 
 
Варианты игр:
— Узор под диктовку - (ориентирование в пространстве). Взрослый дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет.
— Что справа, слева, сверху, снизу? - (ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.
— Числа и цифры - Дети откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.
— Какая цифра спряталась? - Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.
— Лабиринты - Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.
— Геометрическая мозаика - Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.
— Математические упражнения - Взрослый предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.
— Кто спрятался - Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами. 
— Написание букв, слов на песке  - Пальцем, палочкой, «змейками» — простыми веревочками с узелком на конце.
— Веселые преобразования - Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.
— Допиши букву, слово - Взрослый пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.
— Найди и назови - Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.
 

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ


 
 
 
Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться Техника Мира Маргарет Ловенфельд, взятая из «теста мира». В свою очередь, Дорой М. Калфф (Швейцария) из Техники Мира был разработан терапевтический метод — сэндплэй вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.
 

 
Главная задача взрослого — предоставить ребенку песочницу и фигурки. Сначала ребенок смотрит, изучает, исследует, трогает песок пальчиком. Ему нужно время, чтобы освоиться. А затем уже он сам выбирает те фигурки и игрушки, которые будет использовать. В работе с песком и с психологом очень многое оказывается на поверхности, многие вопросы и проблемы получается открыть и проговорить-проиграть. Песочная терапия очень полезна и применима как с детьми, так и со взрослыми. 
 

КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК


Кинетический песок (еще его называют космическим, волшебным и т.д.) — очень интересная и необычная субстанция, которая способна надолго увлечь ребенка любого возраста (старше 3 лет, когда уже точно не начнет его тянуть в рот). 
Он пластичный, держит форму, легко режется игрушечным ножичком, лепится руками и формочками, рассыпается и снова лепится. Он очень приятный на ощупь и легко собирается, если просыпался на пол. 
Вот здесь можно ознакомиться с тестдрайвом одного из наборов кинетического песка. 
 
 
 
Вот так простая песочница во дворе, песок на пляже и аквариумный песок в ящике дома может превратиться в огромное поле для творчества, развития и созидания! 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: