Мнение о методике "Воспитание искусством"

Жили-Были: Методика, по которой Вы занимаетесь с детьми называется «Воспитание искусством», и поэтому интересно, что такое по-вашему воспитание? Зачем нужно воспитывать, какова цель воспитания?

Валерия: Что такое воспитание? На этот вопрос могут ответить все родители: это передача опыта, навыков, способа мышления, культуры, нравственности и духовности старшего поколения младшему. Мне это определение кажется справедливым. Но в нем не фигурирует тот факт, что у каждого маленького человечка бесконечно огромная, наполненная, мудрая и чистая душа. И термин «воспитание» в этом контексте будет звучать несколько по-другому. Наверное, это умение учителя (родителя) помочь раскрыться этой душе, помочь ощутить свою самостоятельность и индивидуальность, раскрыть творческие ресурсы, научиться действовать, мыслить самостоятельно, быть искателем знаний, развить эмоции и чувства, научить ими управлять, научить различным способам взаимодействия с людьми и миром, понимать других людей и быть понятым, любить и быть любимым. Учитель должен дать ученику не рыбу, а удочку.
 

 
А теперь Ваш вопрос: зачем воспитывать и какова цель воспитания? Честно говоря, первое, что пришло в голову, это: «Ну как же так? Что значит „Зачем“? Чтобы все были воспитанными!» Но ежели копнуть немного глубже, воспитание — это нечто большее, чем «чтобы все были такими культурными и воспитанными». Если учитель достигает цели воспитания — а о них я говорила выше, то качество жизни людей повышается на всех уровнях. Наверное, мне сложно говорить обо всех людях))) Все, все-таки, разные… Учитель помогает ученику раскрыть в себе самое главное — это самоосознание и самовыражение, мне так кажется. Но самовыражение, которое подкреплено самостоятельностью, ответственностью, любовью. Возможно, с моими словами можно поспорить, но на данном этапе цели воспитания мне видятся именно так.


Жили-Были: Почему можно или нужно воспитывать искусством, чем это отличается от какого-либо другого воспитания? Я так понимаю, что методика дает некую альтернативу чему-то.


Валерия: Искусство, в частности классическая музыка, обладает совершенно уникальными свойствами: она наполнена чувствами, что дает возможность человеку развить необычайное разнообразие чувств и чувственной нюансировки, способна приблизить человека к осознанию себя, к открытию в себе новых качеств и чувств, она наполняет человека не только эмоционально, но и интеллектуально, т. е. развивает способности человека мыслить глубоко и широко. Музыка обладает терапевтическими свойствами, она способна излечивать больных «смертельными» болезнями, неврологических больных, детей с задержкой развития.
 


Кроме того, музыку можно интерпретировать по своему (развивать самовыражение, эмоции, контролировать их и управлять ими), особенно если являешься исполнителем, что опять-таки отвечает вышеизложенным целям воспитания. 

Поэзия очень широко используется в занятиях по методике «Воспитание искусством» на втором и третьем году обучения. Она является переводом невербальных эмоций, развиваемых на музыке, в слова. Кроме того очень мощно развивается вариантное мышление: как одну строчку прочитать с разными эмоциями, от лица разных персонажей или психотипов. Как вы думаете, какое понимание дается ребенку (или взрослому) на этих упражнениях? Совершенно верно: сочувствие, понимание чувств других людей. Ведь мы не всегда принимаем реакции или мысли людей, часто осуждаем, протестуем, что говорит об узости мышления и категоричности. Способы работы с поэзией дают возможность человеку поставить себя на место другого, почувствовать его мысли и эмоции, а через это и понять, почему он реагирует тем или иным способом.
Есть ли альтернатива воспитанию через искусство? Да конечно есть, лишь бы учитель знал, чего он хочет дать и чему он хочет сам научиться и какие горизонты открыть вместе с учениками))) Ведь можно лепить из пластилина и развить все те же способности… Почему именно музыка? Наверное, человеческая душа очень восприимчива к музыке, они понимают друг друга без слов...

Жили-Были: Какова Ваша цель на занятиях? Каков продукт Ваших занятий? Привели маленького невоспитанного, а на выходе получили воспитанного и благообразного?:)




 
Моя цель на занятиях — открыть и помочь развить творческий потенциал детей, показать им, какие они разные, как они могут выразить свои эмоции (через танец, или через стихотворение, или через песню, или через взгляд или мимику и жесты), открыть детям необходимость и удобство использования мышления, логики, показать им разнообразие способов мышления, научить быть детей в процессе (что включает в себя работу с вниманием) и делать его интересным, показать, что общаться вежливо и красивыми словами — это приятно и всегда располагает к диалогу, вместе с детьми открыть еще много-много способов договориться))).

На счтет продуктов — они бывают разные))). Но это всегда открытые дети, которым легко общаться и выражать свои мысли, которые умеют и любят учиться, хотят пойти в школу, у которых уже есть цели в жизни, они знают, что такое воля и как ею пользоваться. Они уважают своих родителей и любят людей. Им ничего не стоит на любом взрослом или детском празднике подарить слушателям бурю эмоций в стихотворении без стеснения и уговоров. С этими людьми всегда можно договориться и они всегда (ну, почти), могут объяснить, что с ними происходит (внутренне, эмоционально). Наверное, сложно сказать, что каждый, кто попадает на занятия «маленьким и невоспитанным» выходит таким Буддой)) Бывают разные случаи.

Моя задача — раскрыть, мотивировать, стимулировать. Но главная мотивация зависит от родителей. Всегда, когда родители приводят детей на первый год обучения, мы (преподаватели) просим написать, чего они ожидают от занятий, какой «продукт»))) они хотят получить. Ответы встречаются самые разнообразные: от «хочу, чтобы научился танцевать», до «хочу, чтобы все осознавал и был готов к самостоятельной жизни». Т.о. кто-то приходит за навыками, кто-то за возможностями. А вот итог зависит не только от занятий с преподавателем, но и от понимания методики родителем, от домашних занятий, от поставленных целей, от способов их достижения. Я всегда говорю родителям, что за 2 часа (а в некоторых группах и за 1) в неделю я мало что смогу сделать, приходите на семинары, работайте дома. Сейчас я высылаю достаточно обширные домашние задания по почте, там я стараюсь донести до родителей суть тренингов и занятий.

Жили-Были: Зачем это именно детям, а не родителям, которые хотят себе культурных чад?

Валерия:
По моему мнению пройти эту методику должны родители в первую очередь, чтобы знать, как и чем заниматься дома с ребенком и еще, конечно, самим поработать над раскрытием своих творческих способностей, изменением (если нужно) или коррекцией взглядов на жизнь, лучше понять себя и попробовать усовершенствовать. Ведь задача каждого человека - пройти путь совершенствования души, а путь через «Воспитание искусством» — прекрасное начало, а для кого-то и есть этот путь.
 
Спасибо за приятный и интересный разговор.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: