Детские настольные игры: интеллект или фатум

Наверное, сегодня никого не удивляет словосочетание “настольные игры для детей”. Мне поначалу тоже казалось, что все понятно, пока я не ознакомилась с историей настольных игр и не задумалась об их отличиях и популярности в современном мире.

 
Итак, первыми появились игры шашечного и шахматного типов. Наверное, все согласятся, что игры эти относятся к интеллектуальным, а исход игры зависит от умения игроков думать гораздо в большей степени, чем от случая. В роли случая тут, собственно выступает, так называемый “человеческий фактор”, поскольку условия в начале игры равные. И вот что интересно: никому почему-то в голову не пришло сделать специальные “детские шахматы”, упростить правила или сделать фигуры в виде зайчиков-кисок, напротив, к шахматам относятся осень “серьезно”. По запросу “шахматы для детей” Вы найдете страницы тренеров, методик обучения, книг и клубов. Зато наборы для игры в шахматы, сделанные вручную из драгоценнейших материалов и стоящие целое состояние — это явление распространенное. То же и с шашками. Похоже, что эти игры так и остались (как в древние времена) элементом элитарной культуры, играми для умников, которые не адаптируют для детей, но пытаются, если можно так выразиться, адаптировать детей для шахмат и шашек, то есть научить ребенка искусству игры. 

 
Если первая более-менее достоверно известная настольная игра шашечного типа появилась в 4 тысячелетии до нашей эры, то в карты стали играть лишь в 12 веке нашей эры. Почти все карточные игры характеризуются случайным порядком карт в колоде, а значит игра начинает зависеть не только от способностей игрока, но и от случая. Во многих играх, к тому же, игроки начинают игру на разных условиях (карты всем выпадают разные), то есть шансы не равны.
 
В зависимости от доли случая карточные игры делятся на интеллектуальные (бридж, преферанс, вист, винт) и азартные, где доля случая так велика, что умение игрока сводится лишь к оценке вероятностей. Интересно, что в процессе карточных игр как бы присутствует кто-то кроме самих играющих, кто-то, чья воля неведома. В игре появляется судьба, удача, кроме, собственно, противника. Насколько я могу судить, азартные люди или “запойные” игроки играют именно с этим фатумом. Видимо, именно непредсказуемость этого неведомого противника так будоражит их и сводит с ума. А кроме того, известно, что азартные игры широко распространены в, так называемой, народной культуре. Они не требуют от игрока такого искусства и напряжения сил и внимания, как интеллектуальные, азартные игры скорее развлекательные.  И еще есть одна стойкая ассоциация со словосочетанием «азартные карточные игры» — криминальный мир:).
 
В связи со сказанным выше, интересным представляется тот факт, что карточные игры, созданные специально для детей не просто существуют, но их очень много. Причем подавляющее большинство — азартные. Действительно красочные, веселые, динамичные, порой выполненные дизайнерами, детские карточные игры приглашают нас с Вами и наших детей развлечся, поиграть в удачу, выяснить, кто более всех любим Фортуной. 

 
Существующие азартные карточные игры адаптируются для детей, упрощаются (например, тараканий покер), они прекрасно оформлены и, наверное, более привлекательны для ребенка, чем черно-белые шашки и шахматы. Или игры Мистигри и Мистибу — аналоги нашей “Акулины” или “Пиковой дамы” — просто воплощение действия удачи в игре. В каком-то смысле играть в подобные, очень простые с точки зрения мыслительной деятельности карточные игры — то же самое, что сидеть за игровым автоматом — полная неизвестность, покорность судьбе и волнение азартного игрока. Интересно, а есть ли детские игровые автоматы или детская “рулетка”?:)

 
В детских настольных играх-ходилках почти всегда присутствует, так называемый, “кубик” (или несколько), то есть кость (или кости) — также представитель фатума в мире игры:) 
В общем, у меня сложилось впечатление, что среди детских настольных игр азартные количественно преобладают, над теми, которые требуют напряженной мыслительной деятельности и зависят только от мастерства игроков. К последней категории относятся шахматы, шашки, крестики-нолики, морской бой и их разновидности, к первой же — подавляющее большинство детских карточных игр, настольные игры-ходилки и разнообразные лото

 
В связи со сказанным выше возникает несколько вопросов, которыми я и завершу свою заметку: почему, собственно, азартных детских игры больше, чем интеллектуальных? Да, конечно, все предлагаемые карточные игры обладают развивающим потенциалом, но неужели мы серьезно готовы согласиться с тем, что этот потенциал хоть в какой-то степени может сравниться с шахматным? Вот только что-то не попадались мне шашки или шахматы сделанные дизайнерами специально для детей.

Комментарии (4) свернуть  |  развернуть

Хруленко Олеся Анатольевна
Очень интересные мысли изложены в статье! Спасибо автору, мне такое даже в голову не приходило.
Кулинкина Елена
Елена, вы правы, азартных игр много, но не стоит их упрощать.
Те же Головоноги развивают фантазию (придумать название) и память (запомнить и раньше всех воспроизвести его). Зверобуквы — опять же память, плюс учимся читать.
Если говорить о дошкольниках, им, по больщей части, нужна смена деятельности, а усидеть на месте с шахматной доской почти без движения, без разговоров, без смены картинок и изменения игровой ситуации —  это может показаться экзекуцией для малыша.
комментарий был удален
Кулинкина Елена
Поэтому для дошколят хороши игры именно на развитие творческого потенциала, а также на развитие памяти. А время интеллектуальных игр наступит чуть позже, и, возможно, нарочито детские и привлекательные фигуры лишь отвлекут ученика, ведь сосредоточиться на долгое время на одном предмете (мысли, игре) — это уже небольшой подвиг для ребенка.

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: