Валерия Злобина рассказала нам, как она выбирает подарки дочери

Валерия Злобина — преподаватель МЦМО (Международный Центр Музыкального Образования), работает с детьми и взрослыми по авторским методикам Татьяны Смирновой «Воспитание искусством» и «Свободное фортепиано». Работу свою очень любит: «Моя работа — мое хобби, и это счастье, я считаю».

Вся жизь Валерии связана с музыкой: сначала музыкальная школа, муз. училище им. Танеева (г.Калуга), потом РАМ им. Гнесиных (г. Москва), класс специального фортепиано, а теперь и преподавание музыки.
ГЖБ спросила Валерию, как музыканта, преподавателя и маму 6-летней дочери, что она думает об игрушках вообще и как выбирает подарки детям.

Что такое на Ваш взгляд игрушка для ребенка? Нужны ли игрушки вообще и зачем? 

Игрушки в наше время играют большую роль в жизни наших детей. Они везде: и дома, и на занятиях, и в детском саду, и в школе, и в развлекательных центрах, что уж говорить о магазинах)). Производители трудятся, создавая все более яркие, привлекательные и многофункциональные игрушки. Вопрос: зачем?

Для ребенка игрушка, на мой взгляд, должна быть способом познания мира, развития мышления и логики, фантазии и воображения, расширения кругозора. На начальном этапе развития ребенка с помощью игрушек можно многое объяснить. Я, играя с дочерью в различных кукол или животных, развивала ее речь, математические способности, показывала модели поведения и способы работы с ними. Все было очень жизненно и по-настоящему. Конечно, большую роль в жизни и развитии моей дочери играли и продолжают играть конструкторы и кубики — они великолепно развивают пространственное и абстрактное мышление. (Мне лично довелось лицезреть постройку в стиле «сталинский ампир», размеров, напоминающих оригинал) из платсмассовых кубиков, примерно вот таких  — примечание ГЖБ)
Я думаю, что если игрушка не является самоцелью, и решает какие-либо задачи, то она нужна.Там, где мы переходим границу необходимости, начинается вещизм... 
А еще очень важно научить ребенка играть с этими игрушками, научить пользоваться ими...

Как часто вы покупаете игрушки дочери?


Раньше покупкой игрушек, в основном, занимался наш папа. Надо отдать ему должное — фирмы, которым он отдавал предпочтение, всегда отвечали требованиям качества и безопасности, служили определенным развивающим целям. Но были и такие моменты, когда он покупал дочери все, во что она тыкала своим ненасытным пальчиком))) Конечно, часто это были яркие китайские игрушки, издающие невыносимые звуки, которые быстро выходили из строя. 

В течение последних 2-х лет лично я покупала дочери игрушки только на праздники (и то не на все). В основном игрушка шла как дополнение к «основному» подарку. Хотя я, наверное, грешу… Она собирала коллекции маленьких лошадок, карточек с лошадками, которые покупались в комплекте с журналом. И здесь, конечно, кроме красивой мифической лошадки, она накапливала читательский опыт, решалась личностная задача: довести дело до конца (это касается как коллекционирования, так и чтения журналов).

Последний раз я дарила ей игрушку на Новый год, в дополнение к принадлежностям для рисования и снегокату. 

А как это происходит? Выбираете Вы или дочка?


Когда дочь была маленькая, конечно, в основном выбирали игрушки мы, родители. Всегда игрушки должны были быть функциональными, направленные на решение возрастных задач. Когда маленькая принцесса поняла, что ее интересы тоже учитываются, то начала охотно высказывать свои предпочтения))) Это произошло  где-то в полтора-два года. Я давала ей выбор между двумя (уже выбранными мною) игрушками. Если она хотела другую игрушку, то я старалась всеми силами донести до нее необходимость покупки именно ТОЙ игрушки. Но, бывало, конечно, что покупалась «незапланированная» игрушка, но я все равно придумывала ей смысловую нагрузку).

А вообще, мне кажется, что дети ограничены в выборе всего: одежду выбирает мама, занятия — мама, с кем гулять — мама, что есть — мама (ну, с ориентирами на вкусы ребенка, все-таки), смотреть мультики и сколько их смотреть — мама, и игрушки тоже — мама. А что выбирает ОН? В какую игру играть сейчас, а в какую через пять минут? Нет, ему же хочется быть полноправным. Ведь посмотрите, как часто дети бывают настырны в магазине: купи эту и все! Ты же купила себе.....! Разве не прав? Мы покупаем то, что нам нравится, часто не задумываясь, на сколько нам необходима та или иная вещь. А от них начинаем требовать осознанности… Все-таки у детей есть право выбирать себе игрушки самим. Главное — научить их адекватности в этом деле. 

Сейчас игрушки выбирает дочка, а я утверждаю или не утверждаю их покупку, в зависимости от необходимости, цены-качества и их размера. С помощью этого процесса я стараюсь привить дочери конструктивный взгляд на вещи, уважение к чужому труду (к моему, в данном случае), разумное отношение к деньгам.

Есть ли игрушки, которые Вы никогда не покупаете? Какие? Почему?


Я не очень люблю мягкие игрушки, и если раньше дочь могла меня уговорить раз в год на какого-нибудь зайца (и еже с ним), то сейчас, на протяжении лет трех я категорически не покупаю ей (и другим детям тоже) мягкие игрушки. Они негигиеничные, занимают много места. И я бы с удовольствием окончательно избавила свою, и без того душную, квартирку, от засилья плюшевых зверей, если бы не любовь дочери к ролевым играм. В них она очень часто использует мягкие игрушки (при чем всех этих животных выбирала она сама) и все сразу)))

И еще я не покупаю ей кукол Винкс и всяческих диснеевских принцесс. Они, конечно, привлекательны для молодого мозга, но лично я не хочу формировать вкусы своей дочери через этих кукол. 

И вот что могу сказать про интерактивные игрушки: их «интерактивность» используется пару дней (ну, неделю от силы), потом все выключается (или батарейки садятся) и супердорогая игрушка превращается в обыкновенную, за которую все равно придумывают слова, ею ходят, и сама она, все равно, не ест)). Ведь запас слов у игрушки ограничен, а неуемная фантазия требует буйства красок, которое, к сожалению, игрушка не в состоянии дать в своем первозданном интерактивном виде. Наверное, в данном вопросе нужно руководствоваться необходимостью игрушки, адекватностью ее цены и качества.

Что такое «хорошая игрушка»?


Наверное, это игрушка, которая не надоедает, с которой всегда хочется играть, с которой связаны очень положительные эмоции или какие-то приятные события, и это эмоционально наполняет ее. Наверное, «хорошую игрушку» можно взять с собой (и тогда — это небольшая игрушка).  Наверное, она должна быть приятна на ощупь, легкая, просто чиститься, и, самое главное, иметь смысл.... 
Но вот здесь, посмотрите: мы, взрослые, привязываемся к вещам, и для нас какая-нибудь маечка 5-летней давности родней, чем 10 новых маечек.
Так и у детей: мишка, которого папа подарил им родной, да, у него ухо оторвано, но он самый красивый, да, весь потерся, краска выстиралась, но он — хороший, с ним поговорить можно, с ним хорошо засыпается, и на занятия весело идти, и у него такой добрый взгляд… Хорошая игрушка? Вполне, мне кажется... 

Какой подарок Вы делали дочери на 6 лет?


Велосипед, фигурный дырокол))

А какой подарок ее ждет на 7 лет?


Наверное, это будет что-то, что пригодится в школе, ведь в сентябре она пойдет в 1 класс))

Какой подарок Ваша дочь считает лучшим в своей жизни?


Ответ, прямо скажу, был неоднозначный)))… То дом, то дворец… то малютка-пони… Потом вдруг всплыл в памяти прошлогодний деньрожденческий велосипед)))

В дом играли просто всей семьей, каждый занимался своим делом: папа красил стены и рисовал цветочки на ставнях, дочка принимала активное участие в этом сложном деле, я разукрашивала мебель (дом оснащен набором мебели и деревянными человечками), потом все вместе играли в кукольную семью)))). Очень нам нравится, но габаритный до безобразия, никуда не спрячешь… Подарен дедом Морозом с моей подачи на новый 2008 г. 


Дворец пластмассовый для Барби, розовый))))))с лифтом, с невероятной раскладывающейся кроватью и кучей открывающихся окон и дверей. Любезно предоставлен в пользование нашим логопедом)) за ненадобностью. Удобно складывается, дислоцируется в любое место квартиры и быстро моется. Был очень востребован в течении недели, сейчас стоит, забытый, в уголке… А я лифт чинила))). Но в планах у дочери расположить дом и дворец по соседству и вот тогда начнется настоящая игра))) Так что этот простой временный.

А малютка пони — интерактивная игрушка, живет у нас где-то года 2. И только сейчас дочурка заметила, что у нее есть режим, включив который, можно услышать не 4 обычных фразы, а целых 10! И еще пони забавно машет лапками (т.е. копытцами:)) и хохочет, когда ее подбрасываешь или качаешь. Вот разговаривает с ней теперь, отвечая по разному на одинаковые фразы и вопросы)))).Тоже неплохая тренировка для развития вариантного мышления.


Могу вынести такой вердикт: запоминаются, наверное, самые габаритные игрушки и те, которые используются в данный момент времени. Сейчас она везде носит с собой малютку-пони, и, соответственно, о ней и говорит. А на дворцы и дома всегда был большой спрос))). 

Как Ваша дочь играет? Что делает с игрушками?


В основном, это ролевые игры. Причем массовые. Например: она выстраивает из кубиков амфитеатр, рассаживает всех своих разнокалиберных кукол — зрителей, выбирает актеров и показывает какую-либо пьесу. Сюжеты могут быть выдуманы на ходу, могут быть заимствованы из недавно просмотренного мультфильма, или пьес, которые она проходит на занятиях (например, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, или его же «Ромео и Джульетта», или «Евгений Онегин» — самые эмоциональные сцены, и т.д.) А может и опера на ходу сочиниться)))

Она часто экспериментирует с игрушками: совершенствует их на свой вкус))) Делает для кукол разнообразную одежду из подручных материалов (салфетки, цветная бумага, куски ткани), всячески украшает их.

А вот недавно сделала из единорога пегасорога)))))) — это единорог с крыльями (вероятно, навеяно какой-нибудь рекламой). Но получилось очень забавно и самобытно. 

Как Вы считаете, может ли влиять игрушка на восприятие музыки (или искусства вообще)? Как? Почему?


Думаю, сама игрушка не может влиять на восприятие музыки. Ведь любая игрушка, стоящая на полке, не имеет никакой ценности… А вот когда она попадает в человеческие руки, ее наделяют душой, тогда эта игрушка может повлиять на что угодно, ведь тогда она станет инструментом для управляющего ею человека. Тогда уже человек может, с помощью этой игрушки, повлиять на ребенка, на его восприятие чего угодно.

А если брать игрушку, как предмет, то, наверное, если эта игрушка сделана со вкусом, красиво, эстетично, то, конечно, она будет радовать глаз, будет формировать хороший вкус, чувство стиля....

Можно окружить ребенка красивыми игрушками, цель которых — сформировать у него хороший художественный вкус или чувство стиля. Но если в формировании ребенка, как личности, не заинтересован, не участвует родитель, то качество игрушек, их количество и красота теряют свою ценность… Родители, семья, вот те бесценные, бессменные составляющие формирования личности ребенка. А игрушки — могут быть приятным дополнением к этому важному процессу.

Я знаю, что на своих занятиях с детьми по воспитанию искусством Вы используете игрушки. Расскажите, пожалуйста, какие и как.


Игрушки, в основном, используются на занятиях с маленькими детьми (3 года), в старших группах легко можно обходиться и без них, ведь у нас очень богатая фантазия. А с малышами каждая игрушка решает определенные задачи, или проблемы (если они есть у детей) — это и снятие страхов, и налаживание отношений и в группе, и с преподавателем. Например, мячики, с помощью разнообразных игр с ними дети знакомятся друг с другом, решают коммуникативные задачи. А вот игрушки Баба-Яга (подбирается добрая игрушка) и Гномик привлекаются для снятия страхов, для устранения поведенческих проблем. Я 2 года работала без игрушек, и справлялась с решением задач не хуже, чем с игрушками. Главное — знать, что и зачем я делаю. 
И я советую всем и всегда задаваться этим вопросом: что и зачем я делаю я делаю с ребенком. 
 
 
 

Комментарии (2) свернуть  |  развернуть

Ирина
Спасибо большое! Очень интересная статья

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: