Удивительная методика Гленна Домана

«Каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи. Маленькие дети  считают обучение важнейшим навыком, необходимым для выживания. Маленькие дети хотят научиться всему, что возможно, и сделать это прямо сейчас. Маленькие дети уверены, что лучше учебы ничего и быть не может.» Гленн Доман
 
Вы в этом сомневаетесь? Тогда прочтите книги Гленна Домана и вам раскроются бесконечные возможности вашего малыша. А если вы начнете заниматься с ребенком по доманской системе, то сможете по новому взглянуть на это Чудо, которое называется ребенком. 

 

НЕМНОГО ОБ АВТОРЕ. ГЛЕНН ДОМАН


В конце сороковых годов прошлого века Гленн Доман (Glenn Doman) – выдающийся американский врач, ученый нейрофизиолог, основатель филадельфийского Институт развития человеческого потенциала (The Institutes for the Achievement of Human Potential) разработал систему лечения детей, страдающих различными нарушениями мозговой деятельности. Его методики не только способствовали восстановлению нарушенных функции головного  мозга, но и позволяли больным детям, догнать и даже, каким бы невероятным это ни казалось, обогнать в развитии своих здоровых сверстников.
 
Систему, разработанную для больных, попробовали применить в работе со здоровыми детьми. Результаты были ошеломляющие.
 
Своими трудами Гленн Доман показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух-трех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают, выполняют гимнастические упражнения. 
 

ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ДОМАНА


После десятилетий работы с тысячами больных и здоровых детей Доман и его коллеги утверждают: наибольший эффект любых занятий наблюдается в период РОСТА МОЗГА, то есть до шести лет. После этого возраста возможность научить чему-либо человека резко падает. Отсюда вывод: чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспримет любую информацию в неограниченном количестве, тем проще ему будет овладеть любым умением. Как и зачем все это делать, подробно описано в книги Домана «Как сделать ребенка физически совершенным». 
 
«Физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта». 
 
В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться буквально с рождения. Физическое развитие стимулирует умственное и сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы. 
 
Из личного опыта. Книги Домана я приобрела, когда дочке уже исполнился год. Но ее физическим развитием мы с мужем занимались достаточно активно с рождения. Динамическая гимнастика, ползание и ходьба с первых дней, закаливание, плавание – все это было в нашей «программе». Исследования Домана, приведенные в книге просто явились дополнительным стимулом для наших занятий.
 
«Маленькие дети могут и должны учиться читать слова, предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь».
 
Обучение чтению в самом раннем возрасте (по Доману, чем раньше, тем лучше) дает сильнейший толчок всему развитию ребенка.  В этой системе используются карточки — картика, под ней слово. Ребенку показывается карточка и называется написанное на ней слово. За день делается три показа одного набора слов, в который входит 5-10  слов. В день используется 3-4 набора. Постепенно старые слова в наборах удаляются, а новые добавляются. Несмотря на многочисленные показы, времени на занятия уходит немного, так как карточки показываются очень быстро (1 секунды вполне достаточно, чтобы назвать карточку и перейти к следующей). 
 
Последовательность обучения чтению делится на несколько этапов и не зависит от того, с какого возраста вы начинаете учить малыша читать. Вот этапы, которые проходит ребенок при обучении: 
 
1. Отдельные слова.
2. Словосочетания.
3. Простые предложения.
4. Распространенные предложения.
5. Книги.
 
Из личного опыта. Начинать обучение дочки чтению с рождения я не стала. При занятиях с маленьким ребенком мне хотелось яркого подтверждения результативности наших занятий, подтверждения правильности взятого курса. Поэтому эти занятия мы начали только в полтора года. Карточки для чтения я писала тушью на картоне (у нас еще не было принтера, а в продаже еще не было замечательных комплектов для обучения по этой программе). Днем, пока Алиса спала, удавалось написать 20-30 слов, которых хватало на 1-2 недели занятий. 
Как и советует Доман, первые слова, с которых начиналось обучение, были для дочки самыми знакомыми и любимыми. «Алиса», «мама», «папа», «дедушка», «бабушка»…
 
Фото 1. Слова из набора «Части тела».
В дальнейшем все, что вызывало интерес ребенка – записывалось на карточки. Так, например, в два года Алиса ежедневно просила нас читать любимую книжку «Буратино» (с рисунками Л.В.Владимирского). Все герои сказки вскоре появились на наших карточках. Когда мы начали изучать географию, появились карточки с названиями континентов, морей, рек, городов.
Достаточно быстро мы перешли от отдельных слов к словосочетаниям, а потом и к простым предложениям. 
 
 
Прошло немного времени (около 8 месяцев) и Алиса читала. Надо заметить, что фанатично к этому вопросу я не относилась, так как параллельно училась по вечерам и работала дома на полставки. 
 
«Существуют две важные причины. Первая из них очевидна: математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены.
Вторая причина еще важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мы называем интеллектом».
 
Сначала при изучении математике ребенка учат воспринимать реальное существующее количество, которое на письме принято обозначать с помощью цифр. Для этого используются картонные карточки, на каждой из которой в хаотичном порядке нанесено различное количество красных точек (от 1-ой до 100).
Второй этап обучения математике – решение уравнений на сложение начинается после того, как ребенок познакомился с карточками от 1 до 20. Параллельно продолжаются занятия на карточках с точками. Дальше вводятся уравнения на вычитание, умножение, деление.
 
Фото 2. Так выглядели наши карточки для занятий математикой.
Третий этап – решение задач. Его цель – предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания. 
На всех трех этапах занятия происходят на карточках с точками. И только освоив арифметические действия таким образом можно переходить к следующему четвертому этапу – освоение понятий «цифра» и их запоминание.
Ну а потом переходят к цифровым уравнениям.
 
Из личного опыта. Я подготовила карточки с кружочками от 1 до 50. Но эти занятия мне не очень нравились, возможно, поэтому и дочку они не сильно вдохновляли. Мы забросили математику и с удовольствием погрузились в мир энциклопедических знаний.
 
Обучение энциклопедическим знаниям было для нас чрезвычайно интересно. Хотя подготовка и систематизация материала требовала достаточно большого времени, я с удовольствием этим занималась. 
Для обучения в данной системе используются карточки «бит интеллекта», на каждой из которых наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография. Карточки объединяются в разделы, которые имеют между собой нечто общее. Например, раздел «Насекомые» может включать в себя карточки: медоносная пчела, шмель, богомол обыкновенный, божья коровка, муравей рыжий, жужелица, клоп постельный, слепень, бабочка капустница, златоглазка зеленая. Каждый раздел должен состоять из десяти или более карточек. Расширять раздел можно настолько, насколько вам позволяют собственные знания и интерес ребенка.
 
Доман предлагает разделить все существующие области знаний на десять разделов: биология, география, история, музыка, искусство, математика, анатомия человека, общие знания, язык, литература. Для начала родитель выбирает в каждом из этих разделов по одно категории, например:
РАЗДЕЛ:  Биология
КАТЕГОРИЯ:  Насекомые
КАРТОЧКИ: Медоносная пчела, шмель, богомол обыкновенный, божья коровка, муравей рыжий, жужелица, клоп постельный, слепень, бабочка капустница, златоглазка зеленая и т.д.
РАЗДЕЛ:  География
КАТЕГОРИЯ:  Реки России (крупнейшие)
КАРТОЧКИ: Лена, Енисей, Обь, Волга, Амур, Урал, Колыма, Дон, Индигирка, Печора, Северная Двина и т.д.
 
Чем больше категорий малыш изучает, тем разностороннее становится. Кроме этого более разнообразное интеллектуальное «меню» в дальнейшем поможет малышу выбрать то, что ему больше нравится. 
 
Из личного опыта. Гленн Доман рекомендует делать карточки из картона размером 28х28 см. Даже при нынешнем изобилии на прилавках такой картон найти – не самая простая задача. Я решила не усложнять себе жизнь и использовала обыкновенный картон формата А4, продающийся в любом канцелярском магазине. Из одного листа выходило 2 карточки. Так как заниматься я начала не с грудным ребенком, а годовалым, то подобный размер (15х21 см) нам вполне подходил. Да и изображение на меньшую карточку легче подобрать.
 
Больше всего карточек у нас было по разделам:  биология, география, искусство, анатомия человека, общие знания. 
Раздел «язык», к сожалению, у нас отсутствовал вообще, так как мой английский далек от совершенства. Сейчас же, есть замечательные пособия (карточки по темам IQ малыш, наборы «Вундеркинд с пеленок»), которые легко помогут исправить подобную ситуацию.
 
Примерно через полгода занятий у нас накопилось около 800 карточек. И мы приступили к созданию интеллектуальной программы. Эта программа позволяет углубить уровень знаний внутри каждой категории. Программа начинается с самой простой информации и заканчивается достаточно сложной. Например:
 
РАЗДЕЛ:  Биология
КАТЕГОРИЯ: Птицы
КАРТОЧКА:  Козодой обыкновенный
1-й УРОВЕНЬ: Козодои ведут ночной образ жизни.
2-й УРОВЕНЬ: Козодои начинают охотиться только с наступлением сумерек, а днем они сидят, затаившись на земле или на ветке дерева.
3-й УРОВЕНЬ: Питается козодой обыкновенный насекомыми среднего и крупного размера (жуками и бабочками), которых он ловит в полете. 
4-й УРОВЕНЬ: Полет у козодоев бесшумный и маневренный, а по земле они передвигаются очень плохо из-за слабых и коротких ног.
5-й УРОВЕНЬ: Козодой обыкновенный – один из 3-х обитающих в нашей стране видов .
6-й УРОВЕНЬ: Гнезда у козодоев обыкновенных нет. Яйца, обычно 2, откладываются просто на землю, иногда на голую почву, чаще же на опавшую хвою или листья. Небольшое гнездовое углубление на этом месте образуется лишь впоследствии по мере насиживания.
7-й УРОВЕНЬ: Козодой обыкновенный – перелетная птица. Зимовки его расположены в Африке южнее пустыни Сахары и на северо-западе Индии.
8-й УРОВЕНЬ: Рот козодоя – самая примечательная его особенность. Это настоящая пасть, распахивающаяся прямо-таки до ушей, что помогает ему ловить больших ночных бабочек.
9-й УРОВЕНЬ: Сидящая на гнезде самка пугает врага, с шипением разевая огромный рот. После этого не каждый хищник решится напасть на птицу, на самом деле беззащитную.
10-й УРОВЕНЬ: Название козодоев связано с его огромным ртом. Почти во всех европейских странах распространена легенда, что своим огромным ртом козодой выдаивает молоко у коз. Хотя ничего общего у этой легенды с действительностью нет.
11-й УРОВЕНЬ: Невзрачное оперение козодоев – яркий пример покровительственной окраски. Днем, неподвижно сидящая птица становится почти незаметной – настолько ее окраска напоминает древесную кору.
12-й УРОВЕНЬ: У обыкновенного козодоя есть удивительное свойство. При резких падениях температуры воздуха он впадает в кратковременное оцепенение. При этом температура тела птицы снижается до 18 градусов.
 
Таких уровней может быть и больше. Они ограничены только объемом современных знаний, которые у вас имеются.
Постепенно информация из разных категорий начинает пересекаться, т.е. между ними образуются определенные связи и отношения, которые ребенок с удовольствием находит и использует.
Сухие и скучные факты для интеллектуальной программы не подходят. Программа должна вызывать живейший интерес и у вас и у ребенка. 
Безусловно, подготовка интеллектуальной программы требовала большого времени, но оно с лихвой окупалось нашим с дочкой интересом.
 

КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ ГЛЕННА ДОМАНА


Сегодня уже не надо делать карточки самому. В продаже имеется большое количество различных комплектов по методике Домана.
Чтение можно изучать по комплекту «Чтение с пеленок». Для обучения математике есть набор «Математика с пеленок». Для развития энциклопедических знаний – комплекты «Умничка с пеленок», «Интеллектуал с пеленок», «Гений с пеленок». Диски «Вундеркид с пеленок» есть не только на русском языке, но и на английском и французском. По ним детки легко и с удовольствием могут учить несколько языков.  
 

ПРИНЦИПЫ и ПРАВИЛА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА


Многие педагоги, психологи, врачи полагают, что раннее развитие приводит к стрессам, переутомлениям, нарушениям психики. Безусловно, если вы насильно пичкаете своего малыша знаниями, заставляете учиться, тогда вместо любви к знаниям вы рискуете привить ему стойкое отвращение к учебе + подорвать его здоровье. Но если ваше обучение больше напоминает игру, если малыш с интересом вас слушает, если он просит «ичо» и «ичо», когда ваш «урок» заканчивается, то такое развитие, несомненно, во благо.
 
Какую бы систему раннего обучения вы ни выбрали, положите в основу занятий с малышом принципы, о которых Доман постоянно напоминает в своих книгах. Вот они:
 
1. Учите с удовольствием.
2. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
3. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
4. Создайте подходящую обстановку для обучения.
5. Останавливайтесь прежде, чем ребенок сам этого захочет.
6. Почаще вводите новый материал.
7. Будьте организованы и последовательны.
8. Не проверяйте знания своего ребенка.
9. Не забывайте о юморе – самом недооцениваемом элементе обучения.
10. Помните об основном законе:
 
«И РОДИТЕЛИ и ДЕТИ должны получать удовольствие в процессе обучения, как от самой увлекательной игры. Если вам или вашему ребенку неинтересно – прекратите занятия.
Родителям никогда не следует делать со своими детьми то, что им не нравится делать. Им следует руководствоваться собственными инстинктами и не делать того, чего не хочется, потому что это все равно не сработает! »
 
Ну, а если Вы решите начать заниматься с ребенком по системе Домана всегда помните, что «как бы плохо вы ни учили своего ребенка читать, считать и усваивать энциклопедические знания, это окажется более полезным, чем если вообще ничего не делать. То есть это – БЕСПРОИГРЫШНАЯ ИГРА, В КОТОРОЙ ВЫ ВСЕ РАВНО ВЫИГРАЕТЕ, как бы плохо ни играли». 
 
Вот и мы с дочкой выиграли. От наших игр-занятий мы обе получали огромное удовольствие. Ну, а кроме эфемерных эмоций, есть и вещественный результат. Алисе сегодня уде 10 лет. Она любит учиться. Познание для нее навсегда осталось увлекательной игрой, а не работа; наградой, а не наказанием; удовольствием, а не рутинной работой.
 
Этого я искренне желаю и вашим детям.
С уважением, Ольга Кузьмина
  
При подготовке статьи использовались книги Глена Домана «Как развить интеллект ребенка», «Как сделать ребенка физически совершенным» и личный опыт.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: