Методика Марии Монтессори

Отношение родителей к развивающим методикам меняется волнами. Сотни лет назад детство не рассматривалось как особый и важный период развития человека, когда закладываются многие навыки, воспитывается характер. С другой стороны, именно тогда начали появляться гениальные вдумчивые педагоги, создавшие подробные системы развития детей дошкольного возраста. Эти методики используются и по ныне в детских садах, развивающих центрах и многими родителями дома. Одним из известнейших авторов является Мария Монтессори. Ее комплексный подход достоен внимания и тщательного рассмотрения. 
 

СУТЬ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ


Мария Монтессори, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист, в силу своей профессии и глубокой вовлечённости в мир детства, много времени посвящала наблюдению за поведением ребёнка в естественной среде. Главный её вывод — природа детей не терпит грубого и авторитарного вмешательства, они естественно стремятся к изучению, получению знаний, развитию. Поэтому на первое место в подходе Монтессори выходит не педагог, а правильная развивающая среда и игра. Монтессори говорила: «Не вмешивайтесь, когда ребёнок чем-то занимается, дайте ему это делать, не перехватывайте у него ничего — никакое действие, ни завязывание шнурков, ни карабканье на стульчик. Не подсказывайте ему, не критикуйте, эти поправки убивают желание что-то делать. Дайте ребёнку повозиться самому. Должно быть огромное уважение к ребёнку, его пробам, его усилиям».
 
    
 
Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам:
 
  1. От рождения до 6 лет — развитие речи: важна грамотная речь взрослых, совместное чтение, интересуются буквами, учатся писать и читать. 
  2. От рождения до 3,5 лет — развитие чувства порядка: порядок во времени, в пространстве, соответственно, порядок внутри ребёнка и во взаимоотношениях с другими.
  3. От рождения до 5 лет — развитие самостоятельности.
  4. От рождения до 4 лет — развитие движений и действий: много активных игр, бега, прогулок: запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью.
  5. От рождения до 5 лет - сенсорное развитие: является основой мышления. Способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.
  6. От 1,5 до 2,5 лет — восприятие мелких предметов: игры с мозаикой, бусинами, сортировка орехов разного размера, доходим до зёрнышек. 
  7. От 2 до 6 лет — развитие социальных навыков: именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе, дети учатся договариваться, уметь ждать, уметь просить и отказывать, уметь благодарить и соглашаться сотрудничать.
 
В соответствии со всеми этими периодами создаётся развивающая среда, заполненная правильными пособиями. 
 

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МОНТЕССОРИ ДОМА


Первое, что нужно понять — разделение игрушек по зонам позволит малышу, подойти и взять предмет, который его интересует. Главная задача родителей — использовать открытые полки и правильно рассортировать игрушки по зонам. Полки лучше располагать на уровне роста ребенка, так ему будет легче взять и поставить игрушку на место. Всего по методике предполагается семь развивающих зон: 
 
1. Математическая: пирамидки, сортеры, матрешки, головоломки, счётные палочки и счёты, плакаты и рамки с цифрами, домино с количеством предметов. В качестве дополнения можно нанизывать бусины с крупной дырочкой на синельную проволоку или верёвочку, отсчитывать бусины или горошины в чашечки и т.п.
 

 
2. Практическая: игры с переливанием воды и пересыпание круп, застежки, шнуровки, тряпочки, весы, которые можно постирать, протирать ими пыль, швабра, веник и совочек. Дома это, конечно же, кухня и ванная. Тут можно сортировать носочки по парам, накручивать гайки на большие боты, резать продукты и забивать гвозди (под присмотром взрослых) и т.п.
 

 
3. Сенсорная: музыкальные инструменты, коробочки с различными наполнителями (гремящие, шуршащие, пищащие), игрушки на тактильные ощущения, баночки с ароматами, кинетический песок.
4. Языковая: кубики с буквами, книги, плакаты, магнитные буквы, буквы из шершавой бумаги, коробочка с песком или манкой, чтобы рисовать буквы пальчиком.
5. Творческая:  бумага для рисования, краски, карандаши, кисточки, альбом, пластилин или масса для лепки, мелки, клей, ножницы, цветная бумага.
6. Естественнонаучная: глобусы, карты, карточки с растениями, лото с листьями, цветами, календарь «Времена года», наборы животных, книги по астрономии и т.д.
 

 
7. Спортивная:  дома это мячики, коврики, чтобы кувыркаться и делать прочие упражнения, мячи, обруч, шведская стенка, а для улицы ролики, скейт, велосипед и т.п.
 
Как видите, всё не так сложно, хоть и не все пособия возможно приобрети домой, но основные направления охватываются ассортиментом обычного магазина игрушек. Важно понимать: все занятия требуют внимательного и аккуратного присутствия взрослого, рассказать, пкоазать в случае необходимости, иначе может случиться, что интерес пропадёт. 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: