Вести дневник наблюдений - это скучно или интересно? Мы расскажем и подскажем!


Все взрослые, когда были еще совсем детьми и учились в школе, вели дневник наблюдения за погодой. Помните, как мы отмечали осадки, солнечную или пасмурную погоду, температуру воздуха и прочее.
 
Наверное, это правильно, завести дневник наблюдений и каждый день отмечать. Я знаю одного человека, который ведет подобный дневник уже больше 40 лет! И при такой скрупулёзной многолетней работе у него прекрасная база для анализа и выводов. Но можем ли мы мотивировать маленьких детей такими масштабами – через 40 лет тебе это пригодится? Вряд ли :).
 
Вот, что придумали мы для своих детей. Вначале каждого лета мы дарим каждому ребенку по большому чистому альбому. Этот альбом станет его Летним Дневником. Не обязательно вести наблюдения каждый день; записываем, зарисовываем, вклеиваем и вкладываем только то, что больше всего запомнилось.
 
Вот, что перелистывает весь длинный учебный год одна шестилетняя девочка, вспоминая свое лето:
   

 
Уже с середины зимы дети начинают вспоминать, рассматривать свои старые альбомы и планировать новые записи и поездки и выбирать альбомы в канцелярских магазинах.
 
Почему дети ведут такие альбомы только летом? Потому что лето – это маленькая жизнь! Потому что летом, не надо вставать по будильнику и бежать в школу, можно на время забыть, сделана ли домашняя работа по сольфеджио, все тесты и олимпиады остались позади, а впереди только поле, река, велосипед и лето. Именно летом можно вести такой дневничок в свое удовольствие, чтобы потом вспоминать и смеяться.
 
А если нам предстоит поездка в старинный город или в другую страну, то тут уж мы заведем отдельный Дневник Путешественника.
 
  
 
В этом альбоме на первой странице мы пишем название города или страны  и отражаем основные данные. Куда мы приехали – в королевство или в небольшой провинциальный городок? А что изображено на гербе? А почему? Легенда? Можно нарисовать комикс о том, что здесь случилось много лет назад.

 
Легенда о том, как и почему был основан город Мышкин:


 

 
Протекает ли через город какая-то река или это большой портовый город на берегу моря? Или же здесь разлилась большая река, и половина города ушла под воду?

 
Обычно, после длительного и насыщенного дня, мы собираемся все вместе в гостиничном номере и вспоминаем, что же было сегодня интересного и не очень, что понравилось, а что нет, что запомнилось больше всего. И тут дети начинают творить – они приклеивают все, что набралось за день в карманах: входные билетики, перышки, листочки и веточки, камешки; они начинают рисовать то, что поразило больше всего – нос водителя маршрутки, сырость в пещерах, розетка на сосне; они записывают новые слова и шуточки; если не сильно устали, то могут даже и отзыв небольшой набросать.
 
 
 

 

 
Таких альбомов в нашей семье накопилось великое множество. Дети разного возраста, с разными интересами, совсем по-разному их создают и наполняют. И нам, взрослым, очень любопытно наблюдать взросление наших детей и формирование их взглядов на жизнь и привязанностей.
 
Так приятно слышать, когда они в детской игре собирают кукол в отпуск и говорят, что с собой надо обязательно взять книгу, настольные игры, альбом и карандаши, остальное – купим на месте!
 
Ну, а теперь взрослый взгляд на подобную практику:
— Дети заняты делом! Они не валяются в номере или на пляже с гаджетом или уставившись в телевизор.
— У взрослых появляется время и возможность спокойно посидеть в кафе, например, и пообщаться, пока дети рисуют, раскрашивают и отгадывают кроссворд.
— Они учатся подмечать в течение дня что-то интересное и планируют, что будут записывать в альбом, а что нет. Они стараются быть более внимательными.
-Излагая свои мысли, они учатся четче их формулировать, выделяя лишь самую суть. Они ведь устали и много писать и рисовать совсем не хочется. Все отображается схематично. Они учатся конспектировать свои мысли.
— Это прекрасная книга воспоминаний из поездок. Дети гордятся своими альбомами, показывают их бабушкам и дедушкам, рассказывают что с ними было, что они увидели,  и что им понравилось. Они подкрепляют свой рассказ иллюстрациями из альбома. А потом, спустя год-другой, трепетно перелистывают и удивляются, какие они были маленькие, сколько делали ошибок и как смешно рисовали).
 
Путешествуйте вместе с детьми! И это не обязательно должны быть поездки на край света. В путешествие можно отправиться в лес и обнаружить там только что оставленную феями полянку; на реке отыскать ручейников и смастерить из травинок и песчинок похожий домик, а само насекомое слепить из пластилина или прибрежной глины. Открывайте мир вокруг нас, он такой многогранный и интересный! Пришлите нам фотографии своих летних зарисовок – может получиться прекрасный альбом детских приключений!

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: