Поэтическая игра "Пакля-Рвакля"

Мы в семье очень любим игры со словами. Во-первых, в них можно играть в любом месте и в любых условиях. Во-вторых, они  доступны и интересны для любого возраста, что позволяет включить в игру и малышей, и школьников, и взрослых. В-третьих, речевой ритм близок любому и помогает изучать, понимать любой язык. Готовясь к лету, к поездкам, прогулкам, я купила поэтическую игру «Пакля-Рвакля» от компании «Простые правила». Именно она внесла в нашу жизнь массу поэтических забав. 


   

Мне кажется, мы всю жизнь играем в рифмы. Дети сами замечают схожесть в словах и сочиняют простенькие стишки. Именно это видение миры мы передаем малышам через потешки и колыбельные: сороКА-белобоКА, вариЛА-кормиЛА, киса брЫСЬ-не садИСЬ, люли-ЛЮ-баюшки-БАЮ и так далее. В юношестве всякий наверняка пробовал писать стихи о любви, одиночестве, переживаниях. А повзрослев, мы наслаждаемся творчеством великих стихотворцев. 

Начинаем играть
  Итак, в первый же вечер мы всей семьей, я, муж, дочь 5,5 лет и сын 14 лет, уселись играть с поэтическим настроем. В игре 60 цветных карточек, на каждой из которых изображено по четыре предмета, совершенно несвязанных тематически. Более, чем достаточный словарный набор. Каждым раундом на стол выкладывается 6 карточек. По картинкам нужно выбирать рифмующиеся слова и хватать эти карточки быстрее соперника. Кто набирает больше карточек — победитель. Игра проста на первый взгляд, но, поверьте, «пошевелить мозгами» придется. В этот раз так получилось, что соревновались только взрослые, а младшая дочь, сделав одну неудачную попытку (рифма была на подобии стол-макароны), решила стать активным наблюдателем – мы складывали рифмы, а она выкладывала новые карточки на раунд и «мотала на ус». 

 


Вечером дочь вопреки запланированному чтению сказки попросила читать стихи. Мы взялись за книгу Юнны Мориц «Крыша ехала домой». Выбрала я ее неслучайно. Именно в этой книге есть много стихов, спетых песнями – «Большой секрет для маленькой компании», «Ёжик резиновый», «Это очень интересно», «Слониха, слонёнок и слон», «Самоваро-паровозо-ветролёт», «Песенка совы по имени Дуся» и прочие. Я обожаю эти и другие детские песенки в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Поэтому мы с дочкой частью читали стихи, а частью весело пели их. Получилось своеобразное веселое погружение в мир рифмы. 

 
Если дочурке так понравилось сочинять стихи, то почему бы не поиграть в них и дальше. Это будет не просто игра, но еще и речевые упражнения, как советуют логопеды. У нас почти никогда не получалось заучивать стихи. Ответ был один: «Я сама тебе сейчас сочиню». А дальше шёл нерифмованный акын. А вот в играх, считалочках, песенках стишки заучиваются сами собой.
 
Веселые поэтические игры 
Первый вариант.
Многим известна игра «Добрый слон». Нужно запомнить только начало, а дальше можно играть, пока не надоест складывать рифмы. Весело и на прогулке, и в поездках, и дома, когда не придумали ничего другого.
 
                 Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
 


Второй вариант. 
Игра на подобии «Съедобное-несъедобное». Кидаем мяч друг-другу и говорим пары слов то в рифму, то нет. Соответственно, нужно ловить только стишки. 
 
Третий вариант.
Нашла интересную идею, когда в игре сочинялись рифмы по темам. В ней можно выигрывать фишки, например. Мишка-шишка. Куст-хруст. Кто больше?

Четвёртый вариант. 
Рифмовать можно по картинкам из книг. Сейчас огромное количество книг в картинках на поиск и внимательность

Пятый вариант. 
Через несколько дней мы с дочкой снова читали стихи, но читали их неправильно. Я намеренно убирала рифму во второй строке, чтобы побудить малышку поставить верную рифму. Вот это было у нас веселье! Тут ведь еще и логика работает, чтобы смысл не пропадал. А без нее получалась белиберда.


            Что случилось у котят,
Почему они не прыгают (спят)? – СИДЯТ, кричит дочь.
Почему буфет открыли,
Чашку новую нарисовали (разбили)? – ВЗЯЛИ, кричит дочь. 

Уронили барабан,
Поцарапали стул (диван)? – ОДЕЖДУ, кричит дочь.
Почему их лапки
Влезли в чьи-то сапоги (тапки)? – угадала дочь.

Молока разлили плошку, Разбудили бабушку (маму-кошку)? – снова верно.
Почему порвали книжку?
Потому что ловят собаку (мышку). – и опять правильно.
 

 
Прошло некоторе время, и мы вернулись к «Пакле-Рвакле», но играли уже только с дочкой. Начали с 2-3 карточек, чтобы было немного проще. Уже стало получаться. «Мама, а давай сказки сочинять по картинкам!» — вдруг предлагает ребенок в середине процесса. Почему бы и нет? Выкладываем те же карточки, придумываем имена героям истории. И дочка начала выдавать рифмованные имена, как в сказках – Мышка-Норушка, Лисичка-Сестричка. У нас были Машинка-Резинка, Собачка-Бабочка, Ящерица-Красавица, Корабль-Бобабль. 
Игра помогает учиться 
Если уже говорить о том, что ритмические речевые формы помогают изучать язык, то не могу не рассказать, как я использовала игру в занятиях английским языком со старшим сыном. У нас уже есть кубики Rorys Story Cubes для практики свободного использования языка. А карточки поэтической игры – это отличное дополнение к ним, чтобы расширить словарный запас. Возьмем набор из 4 карточек. Все ли слова будут знакомы? А если попробовать их еще и зарифмовать и стих сложить?
 
Однозначно, игра заслуживает внимания и для дома, и для поездок, и для праздников с разновозрастной компанией.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: